Конституция Российской Федерации

Термин «конституция» происходит от латинского «constituio» — установление.  Впервые этот термин использовался в Древнем Риме и представлял собой императорские  указы, устанавливающие взаимоотношения в римском обществе.

В процессах функционирования государства и гражданского общества особенное  место занимает конституция. Содержание основного Закона государства и его черты определены  тем, что он выполняет регуляционные функции в общественных отношениях между гражданами, обществом и государством. В Конституции закреплены основы общественного строя, определены главные принципы организации управления государственными органами. Она представляет собой  фундамент правовой  и политической системы государства.

Несомненно, конституционная власть возможна лишь в  демократическом государстве, т.к. предполагает собой установление равноправия граждан, определенных прав и свобод граждан. Принятие Конституции и ее реализация, представляет собой фактор стабильности развития отношений в обществе.

В самом общем виде конституцию можно определить как свод главных государственных законов, которые выражают интерес народа в целом или определенных  социальных групп в обществе.  В интересах общества Конституция закрепляет наиболее важные основы общественного и государственного устройства  в отдельно взятой стране.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др[1].

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.

Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Неслучайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию»[2].

В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию Российской Федерации»[3]. Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

На процесс выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.

Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые выражаются:

  • в верховенстве конституции;
  • в ее высшей юридической силе;
  • в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
  • в особой охране конституции;
  • в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
  • Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.
  • В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.
  • Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.
  • В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.
  • В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.
  • Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.
  • Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
  • Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.
  • Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.
  • Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
  • К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах[4].
  • Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
  • Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ.

В итоге нашего небольшого анализа можно сделать основные выводы. Конституция является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

1) Конституция является документом, принятым народом, представляет собой высшую форму, воплощающую государственную волю народа. Конституция РФ 1993 года принималась по результатам референдума, представляющего собой высшее непосредственное выражение народной власти;

2) Нормы, закрепленные в Конституции, имеют учредительный характер, устанавливают основные принципы функционирования государства. Конституционные нормы являются первичными, не существует иного юридического акта, в соответствии с которым действует Конституция;

3) Конституцией  определяются  некоторые виды других правовых источников;

4) Конституция РФ является правовым актом высшей юридической силы и действует непосредственно на всей территории РФ. Законы РФ и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Основной Закон РФ имеет не только правовой, но и общественно-политический и идеологический смысл. Конституция РФ является фундаментальным, основополагающим фактором существования российского общества.

Конституционность в любой цивилизованной стране – верхний этаж законности. Без соблюдения Конституции нет и в принципе не может быть законности как таковой. Все это – аксиомы для любого политика или юриста, неизбежные постулаты, прямо вытекающие из понятия

 

[1]Айбазов Р. У. Конституция и государственное управление (социальная и правовая природа, понятийный аппарат и принципы) // Юристъ-Правоведъ. 2002. №2., с.46.

[2] Бондарь Н. С. Конституция России: история и современ­ность: Лекция / МВД России. Рост. высш. шк. Ростов н/Д, 1996., с.69.

[3] Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах / Под общ. ред. В. И. Гоймана-Червонюка М., 1997., с.7.

[4] Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах / Под общ. ред. В. И. Гоймана-Червонюка М., 1997., с. 32.

Оставить комментарий

Select Language